kotvaska16: (Default)
kotvaska16 ([personal profile] kotvaska16) wrote2019-10-05 09:11 pm

Девочка по фамилии Какина.

Наткнулась в ФБ на историю про девочку с фамилией Какина и ударением на 2м (!) слоге. Суть в том, что мать отказывалась менять девочке фамилию на свою, оставив фамилию по отцу и вот теперь бедняжку травят.

Оставим в стороне тот факт, что травят не потому, что фамилия, а потому что взрослые - не научили не травить, не поддерживают девочку, допустили такую ситуацию в классе. Но речь не о том.

речь о том, что не может быть в этой фамилии ударения на втором слоге. По правилам русксого языка или ударение на последнем слоге. Он - какИн, она - КакинА. Или фамилия признана несклоняемой и тогда она КакИн.
- Кого мы видим в окно?
- Катю КакИн.

Или - Катю КакинУ.

И никакую не Катю КакИну. Так не бывает. Извинити.

Но, что удивительно, я не ожидала, такого от аудитории фейсабучека - несогласных больше, чем согласных.
Поэтому вопрос имею: у нас новые правила?

Ну ок, примеры: ЛитвИн - ЛитвинА. (Есть несклоняемая Литвин, но этот вариант я озвучила отдельно)

UPD: Мне указали на серьезную ошибку, спасибо. Возможен еще вариант: несклоняемая фамилия, в этом случае будет он "КакИна" и она - "КакИна". Кого видим? - Катю КакИна. И только так, сорян.

[identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com 2019-10-05 06:12 pm (UTC)(link)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Лытдыбр (https://www.livejournal.com/category/lytdybr).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

[identity profile] kotvaska16.livejournal.com 2019-10-05 06:16 pm (UTC)(link)
Еще можно категорию "образование" и "русский язык" - если такая есть.

[identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com 2019-10-05 06:21 pm (UTC)(link)
Жаль, что так вышло

[identity profile] g-nick-kate.livejournal.com 2019-10-05 06:25 pm (UTC)(link)
Бедные детки с неблагозвучными фамилиями. Или именами. Понимаю, что виноваты те, кто травят, но реалии все равно надо учитывать. В любом случае.

[identity profile] kotvaska16.livejournal.com 2019-10-05 06:34 pm (UTC)(link)
Меня пытались за мою фамилию травить, но не вышло. Не вышло потому, что не поддержали учителя. Не вышло потому, что я сама гордилась папиной фамилией и у меня была хорошая связь с родственниками по его линии. Была бы у меня мамина фамилия, а маму травили в школе за фамилию Ченцова (!) - я бы тоже не обращала большого внимания, потому что я знала значение этой фамилии и имела внутреннюю гордость по поводу нее.
Виноваты - взрослые. А травить могут даже за непонятную фамилию, за странное имя, за что угодно. Травят за инакость человека, пользуясь его неуверенностью, прицепиться же после этого можно к чему угодно.

Мало того, поменяй девочка фамилию, все уже помнят, какая она у нее была. Убегать? Не вариант.

Но пост не о том. Пост о том, что взрослые люди не имеют понятия о правилах языка, на котором говорят. КакИна - это же надо же...

[identity profile] g-nick-kate.livejournal.com 2019-10-05 06:40 pm (UTC)(link)
Однажды в давние-давние годы была моя подруга на кинофестивале. И кто-то из ведущих сказал "Джульетта Мазина", в том случае точно должно было звучать ударение на второй слог. Подруга кипятилась и говорила, тогда почему не "Мазина"?

[identity profile] kotvaska16.livejournal.com 2019-10-05 06:43 pm (UTC)(link)
Значит, несклоняемая фамилия и в мужском варианте тоже МазИна. Рудольф МазИна.
Этот вариант я не подумала, тогда от той фамилии должен был быть мужской вариант там ну не знаю, тот же Рудольф КакИна. Без вариантов, но из поста я почему-то этого не вынесла. Сейчас упд сделаю.

[identity profile] snowrat.livejournal.com 2019-10-05 06:29 pm (UTC)(link)

Мне сразу вспомнилась наша преподавательница матана в университете по фамилии Вагина (на 1 слог ударение есессно). С ужасом думаю как ей жилось всю жизнь и особенно в старшей школе...

[identity profile] kotvaska16.livejournal.com 2019-10-05 06:36 pm (UTC)(link)
ВАгина. Но да, наверное, многие кашляли при прочтении ее документов. Однако приличные люди кашляют не вслух, если они взрослые. и учат детей правильному ударению и истории фамилии. вместо того, чтобы отмораживаться:)

Но пост о том, что в указанной вами фамилии не может быть ударения на втором слоге, упс:)

[identity profile] happysonc.livejournal.com 2019-10-05 06:49 pm (UTC)(link)

А на первом слоге может быть по правилам русского языка ударение? Да, именно Ка́кина?

[identity profile] kotvaska16.livejournal.com 2019-10-05 06:52 pm (UTC)(link)
Конечно, может. КАкина, КАкин, Катю КАкину - к доске. И все такое.
Это как раз очень созвучно правилам русского языка, мда.
Но в таком случае я бы хм...поменяла бы фамилию.

[identity profile] happysonc.livejournal.com 2019-10-05 08:16 pm (UTC)(link)

Эх, я однажды встречалась с мальчиком по фамилии Урюпин. Вроде и ничего такого, и даже город их имени.. кхм.. есть, но всегда царапало а вдруг поженимся, и я Урюпина??

[identity profile] kotvaska16.livejournal.com 2019-10-06 01:04 pm (UTC)(link)
Ну, мне тема фамилий учитывая третий брак весьма близка:) Девичью свою люблю, хоть и не выговариваю, да что там, я ее вконтакте только позавчера сменила на реальную:)

Есть несколько фамилий, примеряя на себя которые в возрасте юности - я была в ужасе, и трижды плевала через плечо. При этом мне ужасно нравилась грузинская фамилия Беридзэ, например:)

[identity profile] happysonc.livejournal.com 2019-10-05 08:17 pm (UTC)(link)

Ой. А среди однокурсников еще были Тря́пкина и Пу́кин. А в лагере я работала с девочкой по фамилии Хре́нова))


Бедные они бедные))

Edited 2019-10-05 20:24 (UTC)

[identity profile] shella-leah.livejournal.com 2019-10-06 07:14 am (UTC)(link)
В газете "Пронский рабочий" в Рязанской области в 90-е работала фотокор Галина Хренова, мы с ней были знакомы.

[identity profile] kotvaska16.livejournal.com 2019-10-06 01:54 pm (UTC)(link)
Хорошая фамилия Хренова!

[identity profile] kotvaska16.livejournal.com 2019-10-06 01:54 pm (UTC)(link)
Хренова я бы даже не парилась:) А так-то можно фамилию нынче поменять, так что люди старше 18ти не теряются. И имя можно поменять:) Хорошо, что мне мое нравится;)

[identity profile] happysonc.livejournal.com 2019-10-06 06:49 pm (UTC)(link)
Некоторые мужья очень обижаются, если жена отказывается брать их фамилию. Так что можно свою поменять, а потом на мужнину ещё хуже нарваться :)

А мужикам вообще деваться некуда - продолжение рода, как тут фамилию поменяешь, о чем вы вообще, это ж повод для гордости - Пукин моя фамилия! И отец мой Пукин, и дед Пукин! И сын будет мучаться Пукин))
Edited 2019-10-06 18:52 (UTC)

[identity profile] kotvaska16.livejournal.com 2019-10-08 06:20 pm (UTC)(link)
По-моему, в современном мире это, скорее, архаизм или местная особенность мусульманских республик. С желанием сменить фамилию на которая нравится или не выходить замуж в мусульманских республиках, или если уж там, то мужа по фамилии подбирать (сказала Вася, которая вышла замуж в Казани, бугага - но мне повезло, фамилия оказалась красивая, и поменять я ее сама хотела. Даже не знаю, настаивал бы муж или нет;))

И про повод для гордости - по-моему, уже настолько архаика, в мире когда данные о родословной легко достаются и рисуются, хоть древо вышитое в рамке заказывай, и нет нужды хранить на себе фамилию Пукин, чтобы понимать, вот от такого героического Пукина ты ведешь род.

[identity profile] sigma-tiger.livejournal.com 2019-10-06 09:35 am (UTC)(link)
Мама покойная как-то мне говорила, что у неё была знакомая по фамилии Херова. Да и у меня-то самого фамилия не очень красивая. Кроме того, она, вероятно, ещё и искажена при записи.

[identity profile] kotvaska16.livejournal.com 2019-10-06 02:42 pm (UTC)(link)
У моего друга искажена при записи фамилия, но, на удивление. мало того,Юч то она стала исключительная, так еще и более звучная для русского уха, чем оригинал:) И так бывает.

Поскольку пост не подзамок, не буду спрашивать, какая фамилия у вас.

[identity profile] sigma-tiger.livejournal.com 2019-10-06 03:04 pm (UTC)(link)
Да ничего секретного-то и нет. Щипан моя фамилия. С ударением на "а". А у жены знакомые украинцы - говорят, что фамилия не украинская. Говорят, что самое близкое, что они могут представить, это написание через "е", а не через "и". То-есть, "Щепан". А фишь вся в том, что дед мой по отцу, украинец по национальности, жил не в/на Украине, а в Северном Казахстане. Не спрашивайте, каким ветром его туда занесло... не знаю, батя вообще на эту тему ничего не рассказывал. Документы заполняли не казахи, а, видимо, русские. Население Северного Казахстана имеет значительную славянскую долю. Ну, вот и записали как записали. Через "и". Мы с женой фамилий своих при регистрации менять не стали; у неё фамилия самая распространённая вообще в мире - Кузнецова. :)

[identity profile] kotvaska16.livejournal.com 2019-10-06 03:46 pm (UTC)(link)
Про ударение - я сразу верно прочла:) Так что фамилия понятная и, кстати. красивая.
Каким кого ветром заносило в поколении наших родителей..ну ай, мой папа из Воронежской области, моя мама из Оренбурга. Мои родственники живут в башкирии, в Сибири, и я не удивлюсь, если где-то еще. ну,питер и Москву мы просто не считаем:)

Родня мужа нашлась в Самаре:) Хотя он из Татарстана.

Парень с неверно заполненной карточкой - из Челнов. просто его татарскую фамилию писала русская, для его отца, и в итоге Файзрахманов - известная фамилия - превратилась в Фатрахманова.

Кузнецова - красивая фамилия. Но и Щипан - тоже. скорее всего, она несклоняема?

[identity profile] sigma-tiger.livejournal.com 2019-10-06 04:23 pm (UTC)(link)
Несклоняема, но только если она у женщины. У мужчины - вполне склоняема. Такая вот особенность русского языка. Совсем несклоняемые иноязычные фамилии - это фамилии типа приведённой выше мегрельской фамилии Гурская. Которая хоть и выглядит совершенно русской - но... увы: мужской её вариант оканчиваться будет отнюдь не на "-ой" и не на "-ий".

[identity profile] kotvaska16.livejournal.com 2019-10-06 04:33 pm (UTC)(link)
:)
Я знаю все эти правила.

[identity profile] happysonc.livejournal.com 2019-10-06 06:55 pm (UTC)(link)
>>фамилии Гурская. Которая хоть и выглядит совершенно русской - но... увы: мужской её вариант оканчиваться будет отнюдь не на "-ой" и не на "-ий".

А как же она звучит, эта фамилия у мужчины?

[identity profile] sigma-tiger.livejournal.com 2019-10-06 07:13 pm (UTC)(link)
Да вот полагаю, что примерно так же, как и подобные ей грузинские фамилии на "-ая"... Фамилия-то эта, как пишет комментатор выше, не русская, а мегрельская. И несклоняемая ни у мужчин, ни у женщин. Она будет одинакова что для мужчины, что для женщины - Гурская. То есть, и такой-то Гурская, и такая-то Гурская. Сам удивлён был этим фактом донельзя.

[identity profile] happysonc.livejournal.com 2019-10-07 02:30 am (UTC)(link)
Ну вот если с ударением на "у": Гу́рская - то я ещё понимаю и осмысливаю несклоняемость. Это похоже на "Берия", "Тания" и т.п.

А вот если ударение на "а": Гурска́я - тогда мой мозг отказывается понимать, почему мужчина будет не Гурско́й))
Edited 2019-10-07 02:30 (UTC)

[identity profile] veniamel.livejournal.com 2019-10-06 09:38 am (UTC)(link)
соседка поменяла фамилию ДУрочкина на ДурАчкина. Не знаю, каково ей было в школе, неудобно спрашивать.

[identity profile] kotvaska16.livejournal.com 2019-10-06 02:43 pm (UTC)(link)
Ох, бедняга, но почему же так странно она поменяла? Я б уже петровой назвалась при таких исходных...

[identity profile] veniamel.livejournal.com 2019-10-06 04:32 pm (UTC)(link)
вот не знаю...

[identity profile] q-tactics.livejournal.com 2019-10-06 11:40 am (UTC)(link)
А это может быть вполне насклоняемая фамилия, полная форма которой "КакИна", т.п. папа был "КакИна".

Проверочный вопрос - а какая фамилия у брата певицы Диана Гурская :)

[identity profile] kuty-dtp.livejournal.com 2019-10-06 12:10 pm (UTC)(link)
Вот, кстати, да! Какая?

[identity profile] q-tactics.livejournal.com 2019-10-06 12:12 pm (UTC)(link)
Тоже Гурская. Это несклоняемая мегрельская фамилия.

[identity profile] kuty-dtp.livejournal.com 2019-10-06 01:18 pm (UTC)(link)
Да лаадно?! Я в охуеении ошарашена!

[identity profile] kotvaska16.livejournal.com 2019-10-06 02:44 pm (UTC)(link)
Апдейт прочтите. меня уже поправили. Но к такой фамилии цепляться - за гранью, и точно недоработка взрослых.

[identity profile] kuty-dtp.livejournal.com 2019-10-06 12:08 pm (UTC)(link)
А вообще, если фамилия от знакомого слова, то можно ли в ней менять ударение? У нас наиважнецкие люди города настаивают на РебенОк, МАртышкин...
Edited 2019-10-06 12:10 (UTC)

[identity profile] kotvaska16.livejournal.com 2019-10-06 02:45 pm (UTC)(link)
Простите, но я не понимаю вопроса.

[identity profile] sigma-tiger.livejournal.com 2019-10-06 03:26 pm (UTC)(link)
Ну, вот к примеру, моя фамилия. Там ударение не на первом слоге, как в омографичном кратком прилагательном, а на втором. Или ещё подобный же случай: у моей знакомой фамилия - Бабий. Тоже с ударением на втором слоге. А не на первом, как в омографичном прилагательном мужского рода. Так что перенос ударения в фамилии в сравнении с омографичным ему словом - возможен. И даже иногда бывает вполне лингвистически обоснован. То есть, фамилия может быть образована совсем не от того слова, на которое покажет первое прочтение её.

[identity profile] kuty-dtp.livejournal.com 2019-10-06 04:23 pm (UTC)(link)
Хм.. Интересно! Спасибо!

[identity profile] kotvaska16.livejournal.com 2019-10-06 04:32 pm (UTC)(link)
Ох, у моего знакомого такая же фамилия. и я была уверена, что ударение там в первом слоге.Ваша знакомая, случайно, не из Москвы?
Факт образования фамилия не от того слова. от которого кажется мне как раз понятен, я тут за нормы языка в посте пыталась побороться, и сама же упустила важный момент;)

[identity profile] sigma-tiger.livejournal.com 2019-10-06 06:01 pm (UTC)(link)
Нет, она из Кирова (который Вятка). Как и я. :)

[identity profile] kotvaska16.livejournal.com 2019-10-08 06:16 pm (UTC)(link)
:)